01 августа 2016
632

Российские университеты могут лишиться заочной формы обучения

Ру­ково­дитель Ро­соб­рнад­зо­ра Сер­гей Крав­цов со­об­щил о пла­нах с 1 сен­тября 2016 го­да уп­раз­днить за­оч­ное обу­чение в Ву­зах сра­зу по нес­коль­ким нап­равле­ни­ям. Пред­по­лага­ет­ся, что не­кото­рые ВУ­Зы бу­дут при­нимать аби­тури­ен­тов толь­ко на оч­ную фор­му обу­чения. По его мне­нию, пер­вое выс­шее об­ра­зова­ние дол­жно быть неп­ре­мен­но оч­ным. Гла­ва ве­домс­тва до­пол­нил, что эта ме­ра поз­во­лит по­высить ка­чес­тво об­ра­зова­ния, во-вто­рых, серь­ез­но по­дор­вет эко­номи­чес­кую ос­но­ву у псев­до­вузов. Дан­ная по­зиция объ­яс­ня­ет­ся низ­ким ка­чес­твом об­ра­зова­ния, ко­торое наб­лю­да­ет­ся у вы­пус­кни­ков, за­кон­чивших со­от­ветс­тву­ющее уч­режде­ние по за­оч­ной прог­рамме. Сре­ди тех спе­ци­аль­нос­тей, ко­торые со­бира­ют­ся ог­ра­ничить в дан­ном за­коноп­ро­ек­те, чис­лятся эко­номис­ты, юрис­ты, спе­ци­алис­ты ме­нед­жмен­та, му­ници­паль­но­го и го­сударс­твен­но­го уп­равле­ния.

Пла­ниру­ет­ся, что но­вые поп­равки всту­пят в си­лу уже с но­вого учеб­но­го го­да. Сле­ду­ет от­ме­тить, что дей­ству­ющих сту­ден­тов-за­оч­ни­ков об­новле­ние за­коно­датель­ства не кос­нется.

Сни­жение ка­чес­тва об­ра­зова­ния, счи­та­ют эк­спер­ты, нап­ря­мую свя­зано с ре­пута­ци­ей уни­вер­си­тетов, ко­торые от­кры­ва­ют но­вые нап­равле­ния не для то­го, что­бы дать стра­не про­фес­си­она­лов в об­ласти сво­его де­ла, а для собс­твен­ной при­были. В свою оче­редь, лю­ди, пос­ту­па­ющие на за­оч­ную фор­му обу­чения, как пра­вило, идут не за но­выми зна­ни­ями, а все­го лишь за дип­ло­мом, ко­торый в даль­ней­шем по­может им прод­ви­нуть­ся по карь­ер­ной лес­тни­це.

По мне­нию Ан­дрея Ма­каро­ва, про­фес­со­ра ка­фед­ры фи­лосо­фии Вол­гоград­ско­го го­сударс­твен­но­го уни­вер­си­тета, уро­вень зна­ний сни­зил­ся не толь­ко на за­оч­ном, но и на оч­ном по­токе сту­ден­тов. Спе­ци­алист уве­рен, что шаг го­сударс­тва, нап­равлен­ный в сто­рону от­ме­ны за­оч­ной фор­мы обу­чения, сви­детель­ству­ет о бес­по­мощ­ности влас­тей пов­ли­ять на кон­троль за его ка­чес­твом. Ма­каров го­ворит о том, что этот факт стал следс­тви­ем ос­лаблен­ных филь­тров, рас­по­ложен­ных в при­ем­ных ко­мис­си­ях мес­тных учеб­ных за­веде­ний.

В Ми­ноб­рна­уке пос­чи­тали, что кол­ле­ги из Ро­соб­рнад­зо­ра аб­со­лют­но пра­вы. По мне­нию чи­нов­ни­ков, вве­дение этих нов­шеств поз­во­лит серь­ез­но уси­лить ка­чес­тво под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов.

Дмит­ри­ем Ли­вано­вым, ми­нис­тром об­ра­зова­ния стра­ны, бы­ла выс­ка­зана иная точ­ка зре­ния. Гла­ва ве­домс­тва со­об­щил, что об­ще­об­ра­зова­тель­ные дис­ципли­ны нель­зя ос­во­ить ни в за­оч­ной фор­ме, ни в дис­танци­он­ном ре­жиме без на­личия не­об­хо­димой прак­ти­ки.

В то же вре­мя, юрист по об­ра­зова­нию Ири­на Ты­няная уве­рена, что вре­мени на то, что­бы про­читать ос­новной ма­тери­ал для за­оч­ни­ков по от­дель­но взя­той дис­ципли­не, у лек­то­ра нет, са­мим же сту­ден­там при­ходит­ся ис­кать не­дос­та­ющую ин­форма­цию са­мос­то­ятель­но. У ра­бота­юще­го че­лове­ка, счи­та­ет эк­сперт, нет на это ни вре­мени, ни сил.