23 июня 2016
1 242

Законопроект, направленный на реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве

За­коноп­ро­ект, нап­равлен­ный на ре­фор­ми­рова­ние сис­те­мы смет­но­го нор­ми­рова­ния и це­но­об­ра­зова­ния в стро­итель­стве, 22 и­юня при­нят в треть­ем чте­нии Го­сударс­твен­ной Ду­мой РФ.

До­кумент нап­равлен на ус­та­нов­ле­ние ба­зовых, сис­те­мо­об­ра­зу­ющих пра­вил соз­да­ния и фун­кци­они­рова­ния сис­те­мы фор­ми­рова­ния дос­то­вер­ной сто­имос­ти стро­итель­ства, ре­конс­трук­ции, тех­ни­чес­ко­го пе­рево­ору­жения, ка­питаль­но­го и те­куще­го ре­мон­та объ­ек­тов, фи­нан­си­ру­емых с прив­ле­чени­ем средств бюд­жетной сис­те­мы Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

С при­няти­ем за­кона в Гра­дос­тро­итель­ный ко­декс впер­вые вво­дят­ся по­нятия смет­ных норм, смет­ных нор­ма­тивов, смет­ной сто­имос­ти, смет­ных цен стро­итель­ных ре­сур­сов для фор­ми­рова­ния еди­ного под­хо­да при раз­ра­бот­ке нор­ма­тив­ных пра­вовых ак­тов в об­ласти смет­но­го нор­ми­рова­ния и це­но­об­ра­зова­ния в сфе­ре гра­дос­тро­итель­ной де­ятель­нос­ти.
За­коном пре­дус­мотре­но соз­да­ние го­сударс­твен­ной ин­форма­ци­он­ной сис­те­мы, вклю­ча­ющей ре­естр смет­ных нор­ма­тивов и ре­зуль­та­ты мо­нито­рин­га сто­имос­ти стро­итель­ных ре­сур­сов (ма­тери­алов, из­де­лий и конс­трук­ций, мон­ти­ру­емо­го обо­рудо­вания, сто­имос­ти экс­плу­ата­ции ма­шин и ме­ханиз­мов, уров­ня оп­ла­ты тру­да ра­бочих стро­ите­лей и ме­хани­зато­ров) в раз­ре­зе субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

Кро­ме то­го, за­кон ус­та­нав­ли­ва­ет обя­затель­ность при­мене­ния смет­ных нор­ма­тивов, вне­сен­ных в фе­дераль­ный ре­естр смет­ных нор­ма­тивов при стро­итель­стве объ­ек­тов не толь­ко за счет средств фе­дераль­но­го, ре­ги­ональ­но­го и му­ници­паль­но­го бюд­же­та, но и го­сударс­твен­ных кор­по­раций, а так­же юри­дичес­ких лиц, бо­лее чем на 50% при­над­ле­жащих Рос­сий­ской Фе­дера­ции, субъ­ек­там РФ или му­ници­паль­ным об­ра­зова­ни­ям.

Од­ним из клю­чевых эле­мен­тов ре­фор­мы це­но­об­ра­зова­ния, за­ложен­ных в за­коноп­ро­ект, яв­ля­ет­ся экс­клю­зив­ное пра­во Рос­сий­ской Фе­дера­ции на ба­зу смет­ных нор­ма­тивов.
Пре­дус­матри­ва­ет­ся воз­можность фор­ми­рова­ния сто­имос­ти стро­итель­ства по ре­сур­сно­му ме­тоду. Ба­зис­но-ин­дек­сный ме­тод рас­че­та смет, ос­но­ван­ный на ис­поль­зо­вании ус­та­рев­шей смет­но-нор­ма­тив­ной ба­зы 2001 го­да и ин­дексов для пе­рево­да цен 2001 го­да в те­кущие це­ны, да­ет су­щес­твен­ную пог­решность в вы­чис­ле­ни­ях. При ре­сур­сном ме­тоде сто­имость стро­итель­ства оп­ре­деля­ет­ся на ос­но­ве те­кущих цен на стро­итель­ные ре­сур­сы.

Бу­дет ор­га­низо­ван мо­нито­ринг сто­имос­ти стро­итель­ных ре­сур­сов во всех ре­ги­онах Рос­сий­ской Фе­дера­ции, учи­тыва­ющий це­ны на стро­итель­ные ма­тери­алы, ус­лу­ги ма­шин и ме­ханиз­мов, а так­же зат­ра­ты на тран­спортную ло­гис­ти­ку. Это поз­во­лит кор­рек­тно учи­тывать ре­ги­ональ­ные осо­бен­ности при фор­ми­рова­нии це­ны стро­итель­ства. На се­год­няшний день в раз­ра­бот­ке на­ходит­ся про­ект пос­та­нов­ле­ния Пра­витель­ства о по­ряд­ке мо­нито­рин­га.

В ре­зуль­та­те вы­пол­не­ния це­лого ком­плек­са мер – при­нятия за­коноп­ро­ек­та, ут­вер­жде­ния под­за­кон­ных ак­тов, нап­равлен­ных на раз­ви­тие сис­те­мы це­но­об­ра­зова­ния в стро­итель­стве, стро­итель­ная от­расль по­лучит пол­но­мас­штаб­ный, сов­ре­мен­ный инс­тру­мент го­сударс­твен­но­го уп­равле­ния це­но­об­ра­зова­ни­ем.